среда, 28 ноября 2012 г.

Строчка из немецкого архива. А.Блинцов

Недавно познакомился со знатоком истории нашего города Герхардом Кесслером, в прошлом учителем. Сейчас мы с ним работаем над серией статей «Русские дворяне в Бад Вильдунгене». Господин Кесслер имеет доступ к городским архивам и приносит к нам домой списки курортников, живших в отелях до Первой Мировой войны, переплетенные в толстые тома.

На каждый год имеется свой том и Кесслер оставляет мне каждый том на неделю. Я мед пью, читая списки, программы концертов и рекламу, размещенные там.



 Юля, то ли в шутку, то ли всерьез говорит, что я российским куротникам уделяю внимания больше, чем ей.
Иногда нахожу знакомые имена. Вот одна из находок, которой спешу с вами поделиться.
Запись от 17 мая 1914 года за номером 1934 ( у немцев все тщательно пронумеровано).
Доктор медицины М.Слоним с женой и дочкой. Прибыл из Ташкента. Проживал на вилле Виктория, ул. князя Георга-Виктора, 11 а.
Сразу вспомнил могилу известнейшего ташкентского врача профессора М.И Слонима во дворе старого ТашМИ. Сказал об этом Юле. Она мне в ответ: «Маруська Алмазова увела Бориса Удовиченко у профессорской дочки, - говорила баба Ляля, поджав губы». Я ей говорю-давай подробности. И она дала. Вот они.
Баба Ляля – Юдифь Борисовна (Берковна) Брискина, тетя Юли, много лет проработала в Гидропроекте.
Профессорская дочка - Юдифь Моисеевна Слоним ( это она в 5-летнем возрасте была с родителями в Бад Вильдунгене в 1914 г.), первая жена Бориса Антоновича Удовиченко, доктор фмн, работала в ташкентской обсерватории. Детей не было.
Борис Антонович Удовиченко, профессор ТашПИ, отец Вадика Удовиченко, мужа Олечки
Бастрыгиной и ближайшего сотрудника и друга Игоря Брискина, брата Юли.
Маруська Алмазова – вторая жена Бориса Антоновича Удовиченко, Мария Николаевна Удовиченко, много лет проработавшая зав. отделом в Энергосетьпроекте. У ней с бабой Лялей был принципиальный спор, который так и остался неразрешенным, кто красивее – её невестка Оля или Леночка Брискина (ныне Горянина).
Вот такая история открылась за строчкой из немецкого архива почти вековой давности.

А.Блинцов, Бад Вильдунген, ноябрь 2012

5 комментариев:

  1. Прямо представляю ,как Анатолий Васильевич ,задерживает дыхание,прежде чем открыть следующий том. Что то его там ждет... какие люди ,так же как и он сам ,сегодня, восхищались красотой его маленького городка. Кому удалось полюбоваться им ,и источниками,до того как железный занавес перерубил поток туристов из бывшего СССР.

    ОтветитьУдалить
  2. В продолжении- как связь времени--- Борис Антонович Удовиченко был профессором кафедры Электрические сети и системы на Энергофаке и моим руководителем диплома . На преддипломную практику он направил меня в ЭСП в отдел перспективного развития знергосистемы,которым заведовала Мария Николаевна Алмазова. Я поначалу не знала,что они супруги, а только уже потом ,в процессе сбора материала для диплома и написания , я подружилась( если можно так сказать,зная разницу в возрасте и статусе) с Марией Николаевной, бывала для консультаций в их квартире на Фрунзе 48, и видела их детей Вадика и прелестную Олечку. Потом,уже работая в Узбекэнерго, я поддерживала знакомство с Марией Николаевной,так как в её отделе работали моя подруга и несколько однокурсников. Она была прекрасным специалистом и очень душевной женщиной.

    ОтветитьУдалить
  3. Баба Ляля, наша Леночка с одной стороны, и Нелли Николаевна с другой стороны, связанные с семейством Удовиченко. А переплелись эти наши две ветви в доме отдыха Нанай. Слава ведомственным домам отдыха СССР! :) От себя лишь добавлю, что деиствительно очень трудно выбрать какая красота краше: нашей Леночки или Оли Бастрыгиной.

    ОтветитьУдалить
  4. Комментарий в «Планету Семья»

    Ну что можно обо всем этом сказать? Как будто где-то на перекрестке неких виртуальных дорог, на зыбком перекрестке очень долго простояло пустое лукошко. И достоялось. В него откуда-то по очень сложной траектории упал золотой орешек. .. А через очень короткое время в лукошко посыпались и вовсе невиданные дары.
    Нанай – Нанай, поди узнай, где чей подарок....
    Через Германию неожиданно высветились дорожки –связи людей, проживших замечательные годы своей жизни в Ташкенте. Ташкентская элита от медицины и энергетики, в двух – трех поколениях. К тому же две Юдифи (согласитесь, имя не очень расхожее!) в начале истории и две Ольги Борисовны Удовиченко(!) в ходе истории.
    Между тем вопрос «Кто красивее?» - остается открытым.

    ОтветитьУдалить
  5. Составленный из наших находок и комментариев рассказ я послала некоторым знакомым, кому это было интересно. Вот что ответили Алла Лившиц и Ира Макарова.

    Здравствуйте ТЮ!С интересом прочла ваш литературно -исторический опус.Моисея Ильича Слонима я видела в нашем доме во время войны,когда его пригласили посмотреть мою больную тетю,он слушал её деревянной трубочкой-я в углу стояла т.к.некуда было деться.Он никому не отказывал в то тяжелое время.Все остальные персонажи мне знакомы значительно лучше и больше особенно Б.А.Удовиченко и Алмазова.Надеюсь время оценит ваши труды.Будьте здоровы и счастливы. Алла Лифшиц

    Привет Юля!!!Рассказ мне интересен,так как моя тётя рассказала мне эту историю о Марии Николаевне,когда я училась в школе с Ольгой Удовиченко
    Ольга одноклассница моей сестрёнки.Слоним был врач отолоринглог.Его дочь,по рассказам моей тёти, была не из красавиц,а Марию Николаевну называли "Маша - шоколадка".В нашей семье историю появления новой семьи Удовиченко очень часто вспоминали.Ольга ещё в школьные годы пыталась отбить поклонников у своих подруг.Как только заходил разговор об Ольге,тут же вспоминали Марию Николаевну.Для меня сюрприз,посещение семьи Слоним курортов Германии.Пока.Спасибо за воспоминания. Ирина Макарова

    ОтветитьУдалить