четверг, 21 декабря 2017 г.

Рождественское письмо 2017

Вот и пришло время писать очередное, уже юбилейное – десятое рождественское письмо. А  6 января 2017 года мне стукнуло ровно семь десятков лет.
Получил поздравления из 13-ти стран, из 50-ти городов, от более ста человек, в том числе от лютеранского пастора и еврейского раввина. Мне, агностику, это особенно интересно. Всем большое спасибо.

Вспомнил прошедшее,  как иссушил за это время литры чернил, потерял десятки авторучек, извел пуды бумаги, убил три компьютера, сменил 4 мобильника, 5 пар горных лыж, 6 велосипедов и 10 теннисных ракеток. Закончил два института ( Московский энергетический и институт повышения квалификации руководящих работников Минэнерго СССР в Москве). Преподавал тоже в двух – Ташкентском политехническом и в Ташкентском филиале Всесоюзного Института Стандартизации и Метрологии. В энергетике, кроме преподавания, прошел многое – наладку, научные исследования, проектирование, эксплуатацию и управление. Встречался и продолжаю встречаться со многими яркими личностями в технике и науке, музыке и живописи, литературе и архитектуре.
Был в служебных командировках во всех союзных республиках, Вьетнаме, Финляндии и Германии. А как турист в 9 странах Западной Европы плюс Израиль, причем в Греции и Австрии многократно. Купался в 8 морях. Был экспертом во многих международных проектах, связанных с техногенным воздействием на климат. Написал больше сотни статей, опубликованных, кроме Советского Союза, в Германии, США, Швейцарии и Нидерландах. Получил 10 авторских свидетельств на изобретения, в том числе одно в Германии.
Наградами тоже не был обделен. Золотая школьная, золотая и серебряная медали ВДНХ , "За участие в уборке 10-го целинного урожая", "Ветеран труда ",  почетный знак  - "Отличник энергетики СССР", почетные юбилейные знаки ГОЭЛРО (50 лет, 60 лет, 70 лет). Все это у меня сохранилось. Наверное, внучке отдам. Потому я молчу и улыбаюсь, когда офицеры-пенсионеры хвастаются своими наградами, преимущественно, юбилейными.
Дважды женился. Первая жена умерла от тяжелой болезни в возрасте 47 лет. Болела она почти 20 лет, после родов дочки.
Дочка Катя, которой сейчас 42 года, закончила университет мировых языков в Ташкенте по специальности английская филология, работает  в бюро переводов в Греции. Выросла внучка, теперь уже студентка унивеситета, Ника. Ей в этом году 19 лет. Живут они в городе Салоники, на севере Греции, где стараюсь бывать ежегодно.
Посадил сотни цветов, десятки кустарников и деревьев, собрал ведра грибов, провел тысячи часов в спортзале, на горнолыжных склонах и в сауне, проехал больше десяти тысяч километров на велосипеде. И продолжаю это делать.  Занял в этом году 2-е место в парном разряде и 7-е в личном первенстве в городском чемпионате по настольному теннису. Побывал на финалах чемпионата Германии по настольному теннису во Франкфурте и по биллиарду в нашем городе.
 У замечательного биолога Мечникова  прочитал, что пессимизм — свойство юного возраста, а оптимизм — зрелого. Несмотря на жизненные трудности остаюсь оптимистом. Говорят, что Папа Римский часто молится так : «Господи, пошли мне юмор». И я его понимаю.
 «Если я цитирую других, то лишь для того,чтобы лучше выразить свою собственную мысль», и этим словам  М.Монтеня не возразить.
Есть что вспомнить. Но…Но стало чуточку меньше друзей и чуть больше обычных знакомых.
Большущее  спасибо детям за красивые поздравления.
https://youtu.be/C3ybxFQYlLo        -  от Алеши
А это из их переписки. Катя Алеше – «Твое профессиональнее», Алеша в ответ – «Твое трогательнее и душевней». Такое отношение цепляет. Не только меня. Вот что написала моя однокурсница Оля Никольская - « читала поздравление от твоих детей,  расстрогалась до слез». Хочется, чтобы мои друзья и  сверстники получали подобные поздравления. Это дорогого стоит.
А на следующий день после дня рождения я уехал в Виллинген, опробовать свежий снег.
В январе был там несколько раз. Спасибо друзьям и родственникам  за такой подарок.
Благодаря Ларисе и Виталию Ненич, отметили моё 70-летие в литературном кафе. Выслушал много хвалебных слов и пожеланий в свой адрес. И тут же вспомнил М.Булгакова - «Будьте осторожны со своими пожеланиями – они имеют свойство сбываться». А в душе звучит другое -
Проносится музыка скоро
Под взмахи судьбы дирижера.
Слабеют со временем уши,
Напевы доносятся глуше.
Оркестры играют все тише.
Жаль, реквием я не услышу.
Это Эльдар Рязанов. Вроде бы рановато, но цепляет.
Понял, что важнее всего погода в душе. А она тоже переменчива. И в большей степени зависит от состояния Юли. Особенно после её февральских приключений. Стала наша Юля звездой полицейской хроники. Ушла в день Святого Валентина после обеда на прогулку из психиатрической клиники и не вернулась. Сначала её искал я со своим другом Димой, потом подключилась полиция. И только утром, полицейский вертолет, оснащенный тепловизорами, нашел её окоченевшую, сидящую на скамейке детской игровой площадки соседней с клиникой деревушки. А ночью было  минус 4°С. «Крыша» у Юли съехала основательно. Потеряла чувство пространства и времени. Сама объяснить свое поведение не может. Болезнь подавила её. Трудно пропустить чужую боль через себя. Но приходится. Когда меня спросили  после 4-х недельного пребывания Юли в больнице –«Хотите Вы её забрать домой или она ёщё у нас побудет?», я твердо ответил – «Домой заберу». А дома было совсем не просто. К острой депрессии добавилась деменция. Выручает дача. Хорошо, что весна теплая, а до дачи всего 15 минут ходьбы. Покрасил в ореховый цвет домик. Соорудил скворечник, который быстренько обжили  синички. Изобилие цветов. Малина, смородина и яблоня обещали хороший урожай и свое слово сдержали. Птичий щебет и журчание ручья. Гармония природы…
А вот дома совсем другая ситуация. Началось трудно переносимое мозгойогство. То не хочу гулять, то не хочу есть и пить, то не хочу пить лекарства. Отказавшись от лекарств, а она принимала психотропные в серьезных дозах, началась ломка с многочасовыми истериками.  И в начале мая Юля снова попала в психбольницу. А потом вновь.
В итоге в июне она оказалась в доме, где знают и умеют обращаться с подобными. Я сделал все, чтобы этот дом оказался в нашем городе, что было не очень просто. Ситуация продолжала ухудшаться. Бывал у неё через день. В конце августа чуточку стало лучше и я, договорившись с друзьями о визитах к Юле, уехал в Грецию. Нервишки мои уже были на пределе. Две недели в Греции пролетели, как миг. Каждый день купался в море, причем старался разнообразить пляжи. Гулял по набережной. В Салониках она чудесная.
Родственники мои расстарались. Кормили меня вкуснейшими морепродуктами – креветками, осьминогами, меч-рыбой, акулой, рыбками помельче. Был и плов от Тахира. Мне греческая кухня нравится. Много овощей, оливков, брынзы, фруктов. Утром свежайшее молоко. Вечером прекрасное мускатное вино. Все с рынка и дешевле, чем в Германии.Было много и других событий. Побывали на фестивале пива во дворе городской мэрии. Съездили вчетвером  на кораблике  вдоль побережья горы Афон. Афон - оплот православия. Святая гора, «сад Богоматери». Монастыри, которым больше тысячи лет с множеством реликвий мирового значения. Из 20 монастырей 17 – греческие, и по одному – русский, болгарский и сербский. Русский монастырь святого Пантелеймона один из самых богатых и красивых. Основан в 12 веке. Был уничтожен пожарами и пиратами, но был восстановлен императорами династии Палеологов. Сейчас здесь уникальнейшая библиотека древних рукописей и школа, куда приезжают учиться монахи их России. Монастырь поддерживается многими богатыми русскими. Не забывает его и Путин. Из греческого монастыря Ватопеду, который тоже поддерживается русскими олигархами, в Россию привозили Святой Пояс Богородицы.
Вернулся из Греции, зарядившись положительными эмоциями. И как чудо, через неделю Юля стала меняться в лучшую сторону. Начала интересоваться жизнью. Подолгу каждый день гулял с ней в парке. Иногда стал забирать её домой на несколько часов. Вдруг нашлись её двоюродные сестра Ира Ратникова в Москве и брат Леонид Брискин в Риге, дети младшего брата отца. В конце сентября, выкроив  пару дней во время  командировки в Голландию, заехал сын Алеша, добавив положительных эмоций. После этого стал брать Юлю домой с полудня пятницы до вечера воскресенья. Потом взял на две недели и, как в сказке, Юля стала практически прежней родной женой. И я забрал её домой.
Но тут другая беда подоспела. У моего друга Димы обнаружили злокачественную опухоль. Перенес две операции, несколько сеансов химиотерапии. Много времени проводил с ним. А с грузинским менталитетом трудно совладать. Но спорить попусту мне не с руки. Так что, ох и ах, но грустить и скучать некогда.
Провел несколько литературных вечеров для русскоязычной публики (о Бунине, Евтушенко). Русскоговорящих в Германии много, а вот русскочитающих существенно меньше.  С интересом прочел мемуары О.Басилашвили, любезно предоставленные Ларисой Ненич. А мемуары Л.Казарновской не понравились. Зато понравилась проза (роман «С неба упали три яблока» и рассказы) Наринэ Абгарян, лауреата премии «Ясная поляна» за 2016 год.
 Жаль, что начались проблемы с нашей библиотекой и литературным кафе. Надеюсь, что все образуется.
 Начали с Юлей принимать гостей и сами ходить в гости, несморя на  погоду.
Ноябрь дождливый, ветреный. Вспомнилась хайку Басё, что давно не вспоминалось, – «Глаза у рыб полны слезами». А в душе звучит Шопен, его «Слезы дождя» и вспоминается «Зима на Мальорке» Жорж Санд. В последний день ноября крупными хлопьями выпал первый снег. Через два дня растаял и тут, чудеса и в природе продолжаются, расцвели примулы и васильки. А потом снова снег, да такой, что дважды в день пришлось чистить проход к гаражу. Так в декабре и чередовалось –то дождь, то снег, но чаще дождь. Выбрали момент и съездили в Кассель на рождественскую ярмарку. Съели полуметровую сосиску на двоих, запили глинтвейном – Юля нюрнбергским, я тирольским, он покрепче. Празднично наряженный Кассель произвел впечатление.
Украсили квартиру и дачу, где собираем друзей 30 декабря для проводов старого года.
Что бы ни случилось, никогда не падайте духом. Тот, кто постоянно говорит сам себе: «У меня все получится», в конце концов достигнет своей цели. Если же вы внушаете себе:
«Это невозможно, я на это не способен, у меня никогда ничего не получится», — то вы сами себя обрекаете на неудачу. Как говорит тибетская поговорка: «Не имея сил противостоять унынию, невозможно победить нищету». Это я Далай-Ламу цитировал, который дополнил заповеди Моисея и моральный кодекс «строителя  коммунизма».
В нашей домашней библиотеке есть его книга «Путеводитель к счастью» на немецком языке. У него многому поучиться можно.
Вот этому, например: «Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа? Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным! Поищи их в глубине своего сердца».
 И  еще – «Будьте добрее, когда это возможно. А это возможно всегда».
Вот этого я и хочу пожелать всем. 
С наступающим Новым годом!

Ваш Анатолий Блинцов, декабрь 2017. 

1 комментарий:

  1. Это юбилейное письмо вызвало у меня бурю чувств. Учитывая то, что нам пришлось пережить,и в особенности ему,он продолжал активно жить и заботиться обо мне.Письмо написано ярко и дарит радость. Я благодарна моему мужу за все. Юля.

    ОтветитьУдалить