Реформация в Германии и Вальдеке.
31 октября 2017 г. - 500 лет Реформации. В Германии выходной день. И по
просьбе Алеши я написал для блога 7-я эту статью. Надеюсь,не только Алеше, но и
всей нашей продолжающей расширяться 7-е это будет интересно.
Вслед за началом эпохи культурного возрождения, великих географических открытий и острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиозной Реформации. Понятие «Реформация» обозначает широкое движение за обновление католической церкви, развернувшееся по всей Европе.
В конце XV — первой
половине XVI в.
римский престол один за другим занимали папы, отличавшиеся стремлением к
роскоши, военной славе и другим далёким от служения Богу делам. Эти «ренессансные папы» славились
беспринципностью и неразборчивостью в средствах, не останавливаясь перед
убийством и другими преступлениями ради достижения своих целей. Понятно, что их
поведение ослабляло авторитет церкви и усиливало стремление к её реформе.
Эразм Роттердамский в 1509 г. написал сатиру «Похвала глупости». В
ней царица Глупость поведала о том что самыми усердными её слугами являются
невежественные и корыстолюбивые монахи, алчные епископы и погрязшие в роскоши
папы, оставившие труды и заботы на долю апостолов Петра и Павла.
Все верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех
доходов. Велась открытая торговля церковными должностями. Умение верхушки
католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось
неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей,
имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным
населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.
Родиной Реформации стала Германия, где все накопившиеся к началу XVI в. проблемы ощущались особенно остро. Большое значение имело и то, что на протяжении веков в Германии складывались своеобразные традиции религиозной мысли, которые отличали её от всей остальной Европы. Именно здесь возникло движение за «новое благочестие», участники которого пытались самостоятельно изучать Священное Писание.
Родиной Реформации стала Германия, где все накопившиеся к началу XVI в. проблемы ощущались особенно остро. Большое значение имело и то, что на протяжении веков в Германии складывались своеобразные традиции религиозной мысли, которые отличали её от всей остальной Европы. Именно здесь возникло движение за «новое благочестие», участники которого пытались самостоятельно изучать Священное Писание.
Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное
положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей
германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян. Церковь в
Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской
власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на
территории Священной Римской империи германской нации.
Самой распространённой формой извлечения
доходов была продажа индульгенций — специальных свидетельств об «отпущении»
грехов. В XVI в. торговля индульгенциями стала совсем уж беззастенчивой. За деньги церковь
готова была простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя
верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить во грехе.
Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X. Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер.
Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X. Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер.
Католики отмечали «порочное» влияние Эразма Роттердамсклого на
Лютера: «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел». Однако миролюбивый Эразм
возражал: «Из яйца, которое я снес, должна была вылупиться курица; Лютер же
высидел бойцовского петуха».
Мартин Лютер родился и умер в Эйслебене (ныне земля Саксония –Анхальт), учился в университете Эрфурта, был профессорорм в университете Виттенберга.
В канун праздника Всех Святых 31.10.1517 г
вывесил на воротах Виттенбергской церкви для обсуждения свои 95 тезисов.
В них он доказывал, что без искреннего раскаяния никакие индульгенции не могут
дать прощения грехов, Папа может освобождать не от Божьего, а лишь церковного наказания.
Всех несогласных Лютер приглашал на диспут.
На вопрос «как получу я бога», отвечал Лютер в своих тезисах - в Слове
Божием, в священном писании - «Sola scruptura», в противовес католическому учению «Sola fide»-святой вере. Он призывал вернуться к авторитету Слова Божия, очистить
веру от наносного, прибретенного
церковью в Средние века.
Первая глава евангелия от Иоанна в
Новом завете так и начинается:
«В начале было Слово,
и Слово было у Бога,
и Слово было Бог».
Поэтому последователи учения Мартина
Лютера называются евангелистами. А 31 октября считается началом Реформации.
Мартин Лютер был и против некоторых других догматов церкви, например целебата - обета безбрачия для священников.
Лютер стоял за тесную связь церкви и школы. Библия была единственным
авторитетом евангелистов – христиан.
Церковь Лютера была сообществом всех
верующих и слово Божье должно было звучать на языке верующих, а не только на
латыни, как у католиков.
Переведенная Лютером на немецкий язык Библия стала настольной книгой
многих. С 1518 г. по 1520 г. было
сделано 25 изданий Библии. Первый тираж в количестве 4000 экземпляров был
продан за 18 дней. Немецкий язык стал с тех пор объединяющим для всех диалектов
и наречий страны.
Обращение Лютера к народу призывало не только к единству Германии или
государственно - политическим изменениям, но и вело к изменению христианства,
то есть к реформе Римской папской церкви.
Борьба между лютеранами и
католиками, двумя течениями христианской церкви продолжалась до подписания в
Аугсбурге мирного договора.
Католической церкви досталась
часть немецких земель, расположенных в
основном на западе и на юге, за исключением крупных городов. Север и восток
страны стал преимущественно евангелистским. Это сохраняется и в настоящее
время.
Графство Вальдек ( с 1712 г
–княжество), где мы сейчас живем, принадлежало к началу Реформации к числу
малых, если не самой малой территорией Священной римской империи немецкой
нации. Следует отметить, что в те времена веру населения определяла вера
правителя земли. Вот и в Вальдеке реформаторство началось с графской семьи.
Граф Филипп IV познакомился с Мартином Лютером на рейхстаге в Вормсе в 1521 г. Женат
Филипп IV был на дочке графа фон Остфризланд, который был
ярым приверженцем Лютера. Сестре графа фон Остфризланд Мартин Лютер ещё в 1519 г посвятил одно из своих
сочинений. Через это родство симпатии Филиппа IV к реформаторству
заметно возросли и способствовали отказу от католицизма. Решающим шагом для
Филиппа IV стало присоединение к реформаторству в 1524 г его
родственника и влиятельного соседа ландграфа Гессенского Филиппа Великодушного,
основателя университета в Марбурге. Графу Филипп IV были нужны сподвижники для укрепления веры
людей, живущих в Вальдеке, в учение Лютера. И он нашел такого сподвижника в
лице Иоханеса Хефентрегера.
Учился И. Хефентрегер в университете города Эрфурта (в настоящее время -
столица Тюрингии) на теологическом факультете с 1516 по 1521 г. Эрфуртский
университет был тогда ближайшим для жителей Северного Гессена. В то время
университет был цитаделью гуманизма. А сам город кипел страстями вокруг учения
Лютера, число сторонников которого было велико. К их числу примкнул и И.
Хефентрегер.
Когда Мартин Лютер ехал на заседание рейстага в Вормсе, по пути он заехал в
Эрфурт, где его ожидал триумфальный прием. Во время учебы И. Хефентрегер
примкнул к кругу гуманистов и по моде тех времен он взял себе греческое имя
Тригофорус (дословный перевод с немецкого имени Хефентрегер – несущий дрожжи).
По окончании университета в 1521 г.
он получил сан священника во Фритцларе, городе в 15 км от нашего, в котором к
тому времени уже появились первые
сторонники Лютера - магистры Баинс и Хин, которые как и И. Хефентрегер окончили
Эрфуртский университет.
И. Хефентрегер стал вместе с ними читать лекции по тезисам Мартина Лютера и окончательно проникся его идеями. В 1524 г.
И. Хефентрегер женился на монахине Елизабет Шпербелиц, что произвело фурор в
городе. Годом позже, после рождения сына Ионаса, семья получила предписание от
епископа Майнского покинуть город. Тут то как раз и получил И. Хефентрегер
приглашение от Филиппа IV. После того как он провел пробное
богослужение в альтвильдунгенской церкви, его назначили настоятелем церкви в
соседнем городе с одноименном с графством названием..
Его первая проповедь в воскресенье 17 июня 1526 г. началась с чтением
евангелия от Луки (глава15, притча о потерянной овце, блудном сыне, его отце и
брате) и раскрывала основы реформаторского учения – оправдывать грешников из
милости, а не за деньги.
С тех пор 17 июня 1526 г. стало днём учреждения Реформации в графстве
Вальдек.
С 1532 г. И. Хефентрегер стал
настоятелем церкви в нашем городе. До этого она принадлежала ордену
святого Иоанна.
И. Хефентрегер особенно много сделал для школы, бедных и больных людей,
основав для этого специальный церковный фонд. Из этого фонда, кроме того,
покупались книги для церковной библиотеки.
Многое он сделал и для реформы монастырей, ремонта пасторских
домов. И. Хефентрегер написал несколько
литургических текстов. Важную роль для внедрения реформизма сыграло совместное
хоровое пение в церкви после проповедей.
Наряду с проповедями и катехизисом (религиозный учебник или учебная книга
для религиозного преподавания в школе ) лютеранские песни стали проводниками
нового учения в народе, особенно для той части населения, которое не умело
читать. Поэтому священники должны были читать вслух немецкие
песни и истолковывать их. В своих записях И. Хефентрегер упоминает о песнях
Лютера « Теперь просим мы святую Душу», «С миром и радостью еду я туда». Он
составил собрание духовных песен, в котором были и его собственные стихи. Написал новый катехизис.
Жаль, что он прожил недолгую жизнь. И. Хефентрегер умер в Вильдунгене 23.06.1542 г. в возрасте
45 лет.
Похоронен И. Хефентрегер в городской церкви Вильдунгена, неподалеку
от кафедры. При проведении работ по сооружению системы отопления в церкви в
1927 г. строители наткнулись на гроб И. Хефентрегера. Место захоронения было после этого замуровано
бетонными плитами. Сподвижник И. Хефентрегера
пастор Абель посвятил ему эпитафию в церкви.
Теперь же о человеке, так много
сделавшего для просвещения и внедрения евангелизма в городе и графстве,
напоминает только маленькая улочка, недалеко от церкви.
В этом году Реформации - 500 лет. И
31 октября выходной день во всей в Германии, что бывает раз в 100 лет. В
обычные годы этот день отмечается только в землях на территории бывшей ГДР.
Анатолий Блинцов
28 октября 2017
Очень интересно и познавательно , Огромное спасибо, Анатолий Васильевичь!
ОтветитьУдалить