среда, 14 декабря 2016 г.

Дешёвое радио

Дешёвое радио. 
На днях решил сделать сюрприз жене, установить радио в её машину. 
Уже почти два года в этой машине нет радио, после того, как в мой день рождения, грабители разбили окно нашей машины и похитили радио. Мы не хотели устанавливать что-то похожее на украденное и в машине с тех пор, справа от руля, зияет чёрная дыра.
Эта дыра постоянно напоминает мне, что надо что-то с этим сделать, и вот я и решил сделать.








Купив на “али-экспрессе” китайское радио и прождав, положенные пару месяцев, пока оно не пребудет по почте, я решил его самостоятельно установить и сделать все это в тайне от супруги. 
И хотя, в каждом желании сделать кому либо приятный сюрприз, есть внушительная доля эгоистичного желания похвалы за содеянное, это обычно не останавливает людей не делать сюрпризы, не остановило и меня.
Так уж удачно всё сложилось, что радио прибыло в Израиль, когда я был в командировке, и в первое же утро дома, когда все разошлись по работам-школам, я поехал на почту и забрал радио. 
Решив, приобщить к сладкой тайне сюрприза младшего сына, я дождался, когда он пришел из школы и мы отправились с ним на нашу подземную стоянку, прихватив с собой фонарь. 
Я уселся на водительское сиденье, ребенок, с фонариком в руках, дабы освещать папе рабочее место, устроился на переднем пассажирском сиденье. 
Сначало всё шло хорошо. Мудрый папа объяснял любознательному сыну каждый свой шаг. Сперва папа снял панель, в которой устанавливается радио. Папа помнил, как это делается, с тех пор, как это делал в его присутствии эксперт по отпечаткам пальцев в иерусалимском полицейском участке. Потом папа вытащил из коробки радио и посмотрел сам и показал сыну, куда собственно надо вставлять провода, которые торчали из под снятой панели. Торчало три “пучка” проводов, а в радио, вход подходящий для этих “пучков”, был только один, остальные были для каких-то иных вариаций проводов. Один “пучок”, одна так сказать вилка и одна розетка - казалось бы, ну что проще? Вставив и с замиранием сердца, нажав на кнопку сети на радио, папа начал огорчаться, радио не включилось. 
Сын предложил нажать также на три другие кнопки, но все тот же результат - радио не включилось. Волна сомнения и самобичевания начала подниматься в папиной душе: “Ах ты старый жмот - купил кусок дешёвого дерьма на китайском сайте, а теперь удивлен, что он не включается!?“. Авторитет мудрого папы начал соскальзывать вниз по горке наметившейся неудачи. Ребёнок стал терять интерес к мертвому радио и вдруг обнаружил, что ему тяжело держать фонарик и что пусть папа его теперь подержит сам. 
Время, из спокойно тянувшегося, превратилось в чёртика, который выпрыгнул из табакерки с ехидным криком: “Решай папочка, что делать дальше!” 
Тут бы сделать паузу, оставить все как есть на какое то время, чтобы спокойно всё обдумать и вернуться с ребенком в дом. Но нет же! Наш папочка привык не останавливаться на пол пути, привык добиваться результата! 
Из всех потенциальных возможностей что-то еще попробовать, чтобы окончательно убедиться в неудаче, оставалась одна, попробовать вставить провода не так как вставил, а развернув вилку другой стороной. Любому ребенку и любому неучу очевидна глупость и несуразность этого варианта! Если бы этому папе рассказали о таком варианте, в другой ситуации, то он непременно, самодовольно рассмеялся бы, с комментарием : “Какой дебил мог до такого додуматься?!” 
Но, искушение затолкать чёртика обратно в табакерку, вернуть всё на свои места, чтобы всё шло по намеченному плану, это искушение было так сильно, что папа вытащил вилку проводов из радио, развернул её и начал потихоньку снова вставлять в радио. Что-то ожило в колонках машины, и вдруг в душе папы проснулась надежда на невероятное - ещё миг и все заработает! Иногда, даже когда всё кругом вроде совсем серо и безнадежно, и по прогнозу серо надолго, стоит лучику солнца пробиться из-за тучи, и мы уже верим, что все плохое уже миновало. 
Ободренный этим лучиком надежды и желая поскорее поставить финальную точку в этом, казалось бы простеньком, но неожиданно осложнившемся деле, папа вдавил эту вилку, этот штепсель в радио… Послышалось потрескивание, из радио повалил густой дым и освещение на приборах в машине погасло… 
Упсс… 
Этому состоянию есть несколько названий: “Вот черт, я просто не могу поверить!“, “Shit happened!“, “OMG” и много других из ненормативной лексики. 
Это случается неожиданно, как молния, которая вдруг ударяет в тебя, в твоё время, разрезая его на “прекрасное прошлое” и “ужасное будущее” и вклинивая между ними невыносимое и нескончаемое настоящее, которое звучит только одной нотой, одной мыслью. 
Одна единственная мысль - “Это я сделал собственными руками, как же теперь с этим быть дальше?!!!” Одна эта мысль, как ядерный взрыв, заполняет весь твой мозг, разбросав по углам сознания все остальные мысли и эмоции! 
Мой, действительно мудрый сын, почуяв, что пахнет палёным, заерзал на сиденье и засобирался домой со словами “Папа, я пошёл в более безопасное место, ты приходи потом.” “Погоди сынок, скоро пойдем вместе”, сказал его папа, выдавливая улыбку на лице и пробуя завезти машину. Машина “сдохла”. Она никак не реагировала на меня, хотя у меня вроде бы был ключ от неё. Ребенок все понял быстрее папы: “Папа, ты сжёг мамину машину, да?!” Ну типа того. 
Вот уж сюрприз, так сюрприз! 
Проблема еще была в том, что “мертвая” машина стоит на подземной стоянке и подобраться к ней совсем не просто. 
Мы вышли из машины, закрыли её и вернулись домой. Одна единственная леденящая и бичующая душу мысль - “Эту глупость я сделал собственными руками! Я сжёг семейную машину!“, настолько поглотила и отупила меня в те минуты, что я совершенно потерял способность здраво мыслить. Единственное желание в этот момент - это, чтобы прилетел “сейчас друг волшебник”, все быстренько починил, все поставил на свои места. 
В этот момент, я готов был заплатить большие деньги, тому кто исправит мою вину, кто быстренько залечит эту, вдруг образовавшуюся рану. В такой ситуации главное, это отвлечься, переключиться, нарушить диктатуру этой одной “сжирающей сознание” мысли. В тот момент, когда случается “удар молнии”, когда “shit happened”, оно, как ядовитый газ, моментально наполняет тебя и тут же герметично закупоривает все выходы. В такие моменты, надо проколоть эту оболочку, дать газу выйти, дать остальным мыслям зайти внутрь, вернуться. 
По большому счету, конечно ничего страшного не произошло. Все были живы и здоровы. Подумаешь, сгорело дурацкое радио и машина не заводится! Но этот “большой счёт”, эта мудрость спокойного времени, эти правильные пропорции мировоззрения, всё это напрочь исчезает в такие минуты, сметённые “атомным взрывом”. 
Я уже давно придерживаюсь одного принципа, помогающего в подобных ситуациях, - “сделав ошибку, сделай всё, чтобы не наводить следующую ошибку.” Те кто помнит из школьной физики, магнитное поле наводит электроны на определеное направление, порождает их ток. Так вот, когда случается ошибка, когда вы, случайно ошиблись, создается это поле напряженности, которое может навести вас и на другие ошибки, которое может создать ток этих ошибок. В такой ситуации, надо стремиться локализовать ошибку, завернуть ее в “полиэтилен” исправления только этой ошибки и как можно скорее вернуться к обычной жизни. 
Я сел за телефон и сделал несколько звонков. Первый брату, посоветоваться, как лучше быть с машиной. Второй звонок жене, чтобы рассказать о случившемся и узнать, когда она вернется домой. 
Дело в том, что ситуацию осложняло несколько оперативных обстоятельств: в Иерусалиме началась небольшая буря с дождем и сильным ветром; ребенка нужно было везти на плавание, а машина не заводится; жена не в Иерусалиме и отвезти сына на плавание не может. 
По совету брата, я позвонил в страховое агентство, вызвать техника, чтобы завезти машину. Вначале, я даже сомневался звонить им или нет. Думал, они спросят меня что произошло, я им всё расскажу, а они мне скажут, что на такие “ослиные действия” страховка не распространяется. 
Позвонил, меня спросили, а я не задумываясь отвечаю: “В нашей машине устанавливали радио, что-то там замкнуло и теперь она не заводится.” Сказал, не договорив всю правду, почти солгав, а на сердце вдруг сразу полегчало! Это не я “машину спалил”, а “устанавливали радио и что-то там замкнуло”. 
Я был поражен, как это все меняет! 
Я вдруг, почувствовал, что освобождаюсь от бремени этой вины, абстрагируюсь от того, что произошло. Я стал в состоянии соображать. 
Колёсики закрутились в голове. Я перезвонил в страховую фирму и попросил перенести вызов техника на завтрашнее утро. Был уже вечер, все автосервисы уже закрыты, а по условиям страховки, они присылают мне техника, он заводит машину и я должен ехать в сервис немедленно. 
Потом я позвонил жене и сказал, что мы идем на плавание пешком. Это не так далеко от дома, а то что буря на улице, не страшно, оденемся потеплее. 
И всё! 
Всё стало вставать на свои места. 
Шестерёнки моей привычной жизни, еще час назад наскочившие на “орех моей глупости” и остановившиеся на какое-то время, перемололи треснувший орех и, вначале со скрипом, но продолжили привычное движение. 
Самообман спас меня! 
Это не было ни другое придуманное событие, ни кто-то конкретный другой, на которого я свалил вину. Это была просто смазанная картина правды, такая удобная проекция истины, которая не режет душу, а почти едва её касается. Не совсем уж “это меня не касается”, а “так трогает по касательной, не раня”. 
Это как же легко поверить, в то, что удобнее, в то, что менее раздражает, в то, что не выводит из душевного равновесия! 
В мире так много горя и печали: войны, голод, стихийные бедствия. Каждую секунду кто-то в мире нуждается в нашей помощи, но мы не можем помочь им всем, мы не можем переживать за всех, быть за всех ответственными, просто физически не можем, просто это против законов природы! И тогда становится ключевым вопрос: “Что волнует меня, а что меня не касается?” Становится определяющим то, как мы смотрим на вещи и события или еще лучше, как они в нас отражаются. Что выводит нас из состояния душевного равновесия, а что нам “по барабану”? 
Мы не можем смириться с некоторыми явлениями или событиями. Мы, или должны с этим что-то сделать, чтобы изменить это, или изменить себя, вернее свое отношение к этому. И тут на помощь часто приходит “правильный взгляд на вещи” - успокаивающий душу обман. 
Ребенку, увидевшему в новостях тяжелую аварию и заплакавшему, потому что “дядю жалко”, родители объяснят, что с дядей все будет хорошо, что врачи его вылечат. И ребенок, поверив родителям, успокоится. Гражданам страны, которые распереживались, что их государство ведет войну в другой стране, пропаганда покажет “правильную” и удобную точку зрения на войну и они успокоятся, втиснув свою правду в официальную форму. 
Мы, по природе своей, готовы верить в то, что нам удобнее, готовы, чтобы нами манипулировали, если кому-то это потребуется. 
Наша правда - это то, во что мы верим. Мы верим на подсознательном уровне, а потом уж убеждаем себя в правильности нашего выбора, подгоняя под ответ правильную правду… 
А в нашей истории конец хороший, и даже неожиданно хороший. 
На следующее утро приехал техник и завел машину, поменяв в ней один сгоревший предохранитель. Мне все равно было рекомендовано поехать в автосервис, чтобы проверить электросистему машины. Мне уже давно нужно было отвезти туда машину, чтобы заменить две лампочки в фарах, да все руки не доходили. А тут руки дошли, и опять избитая фраза “всё что ни делается - к лучшему” сработала. 
Сюрприз же ожидал меня, когда я приехал забирать машину из автосервиса. Сначала, я начал закипать от того, что сотрудница того отдела, где надо расплачиваться, никак не могла найти мой счёт. Потом она отправила меня к бригадиру. Тот мне сказал, что электросистему проверили и заменили еще один предохранитель, лампочки в фарах поменяли и всё теперь хорошо и мне сейчас выгонят машину из гаража. На мое недоумение: “Но, я ведь, еще не заплатил!“, последовало театрально сыгранное : “А кто вам сказал, что надо платить?“. 
Я конечно от такого сначала растерялся, потом заулыбался, и пожав с благодарностью руку бригадиру, тихо удалился. Я догадывался, почему в этот раз мне сделали такое одолжение, но всё равно это был сюрприз и сюрприз приятный. 
И в сухом остатке вся эта история вышла мне только положительной стороной. Да я заплатил за дешевое и выброшенное радио, но получил классный урок о пользе самообмана плюс две замененные лампочки в фарах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий