Строки, рожденные в Ташкенте
И скучно, и грустно, и некого в карты надуть
В минуту карманной невзгоды…
Жена?.. Но что пользы жену обмануть?
Ведь ей же отдашь на расходы!
В минуту карманной невзгоды…
Жена?.. Но что пользы жену обмануть?
Ведь ей же отдашь на расходы!
Этими строками
Н.А.Некрасова я задумал открыть вечер в известном вам литературном кафе «У Ларисы»,
посвященный его творчеству. Многие знают
стихотворение Лермонтова «И скучно, и грустно», но мало кто - известную пародию на него Некрасова. На
этом стихе я выиграл в Ташкенте пару бутылок коньяка.
Юле предложенная мной
тема решительно не понравилось. Не хочу Некрасова, сказала она. После недолгих
раздумий, предложил ей тему о Ташкенте и назвал её «Строки,
рожденные в Ташкенте». Она оживилась. Несколько часов провел за компьютером и
вот что из этого получилось. Это лишь маленькая толика написанного в Ташкенте и
о Ташкенте, так что не судите строго.
Для начала послушайте
песню о Ташкенте, победителе конкурса
песня года -78, композитор Д. Тухманов, слова Л.Ошанина. Поет Мансур Ташматов.
С ним был хорошо знаком мой друг Володя Савин и ныне живущий в Ташкенте.Его сын
учился вместе с нашим Кириллом в одном классе в школе №71. Эту же школу окончил
Алеша и скандально известные сегодня дочки И.Каримова. Итак, песня.
Наш современник - писатель, первый узбек,
ставший лауреатом "Русской премии"
Евгений Абдуллаев, он же Сухбат Афлатуни, писал: «Ташкент изначально был
космополитическим городом, в котором русский язык играл универсальную роль -
языка, на котором говорили и корейцы, и узбеки, и русские, и евреи, и немцы.
Да, в Ташкенте русский язык слышен реже, чем прежде. Но дело не в
политизированном отношении к нему, а в том, что уезжают сами носители языка».
Вот и
мы и, как и вы, уехали оттуда. То, что
русский язык стал там не государственным, а "второй свежести",
оптимизма, конечно, не прибавляет. Но речь сегодня о другом – о прозе, стихах и
песнях, написанных в Ташкенте и о Ташкенте, строках, написанных на русском. Это
ведь наша с вами общая история.
Ташкент посещали, в
нём жили и работали многие выдающиеся писатели и поэты, в том числе:
Александр Солженицын —лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года. Он лечился в ТашМИ с января по март 1954 года и на основании полученных там впечатлений написал роман «Раковый корпус».
Александр Солженицын —лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года. Он лечился в ТашМИ с января по март 1954 года и на основании полученных там впечатлений написал роман «Раковый корпус».
В 1958 году в Ташкенте гостил еще один лауреат
Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский.Тогда ему было 18 лет.
Немного подробнее о литераторах, рангом капельку ниже, но не менее известных.
Немного подробнее о литераторах, рангом капельку ниже, но не менее известных.
Начну с Сергея Есенина, музей которого
находился неподалеку от нашего дома.
Он гостил
в 1921 г. в Ташкенте у своего друга поэта Александра Ширяевца .
В конце пребывания Есенина в Ташкенте друзья устроили ему поездку за город к богатому узбеку-землевладельцу Алимбаю, жившему около пригородной железнодорожной станции Келес. Алимбай был интересный человек, неплохо знавший русский язык и узбекскую поэзию. Ему представили Есенина как большого «русского хафиза».
В конце пребывания Есенина в Ташкенте друзья устроили ему поездку за город к богатому узбеку-землевладельцу Алимбаю, жившему около пригородной железнодорожной станции Келес. Алимбай был интересный человек, неплохо знавший русский язык и узбекскую поэзию. Ему представили Есенина как большого «русского хафиза».
Есенин прочел
там свои стихи-
Свет
вечерний шафранного края,
Тихо розы бегут по полям,
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хайям.
Шепот ли, шорох иль шелест-
Нежность, как песни Саади
Тихо розы бегут по полям,
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хайям.
Шепот ли, шорох иль шелест-
Нежность, как песни Саади
Прелестно, не правда ли?
Отношение ташкентцев к
Сергею Есенину особое. И абсолютно не удивительно, что в Ташкенте есть
дом-музей, посвященный ему. Итогом его пребывания в городе стали «Персидские
мотивы», развитые позже после путешествий в Иран и Азербайджан в большой стихотворный
цикл. Судьба не вернет Есенина в Ташкент, но дочь Есенина и Зинаиды Райх –
Татьяна Александровна проживет в Ташкенте всю жизнь и будет похоронена на Коммунистическом
( Боткинском кладбище) Ташкента. А для ташкентцев, Есенин навсегда останется
своим поэтом. В его Доме-музее собраны более 3000 экспонатов, касающихся жизни
и творчества. Все экспонаты музея – дар родственников людей, знавших Есенина и
друживших с ним.Многие личные предметы быта Есенина подарила его дочь, которая
долгие годы являлась хранителем музея. Несколько раз и я был в этом доме-музее.
Есть в Ташкенте и музей Анны Ахматовой (во дворце
культуры ТТЗ), жившей в Ташкенте в эвакуации с осени 1941 года по май 1945
года. В то время много известных людей эвакуированы были в «хлебный город».
Валентин Дмитриевич Бе́рестов - детский поэт, писатель, переводчик, тоже
оказался в эвакуации в Ташкенте.
Вот его стихотворение того времени :
В цветы заползают тяжёлые пчёлы,
Как пёрышко тополь ушёл в высоту.
Какой-нибудь прутик корзиночно-голый
Торчит, чуть заметный, а тоже в цвету.
И маки на плоских, на глиняных крышах
Цветут, будто нету им места милей.
И смотрят смеясь, из под ног у мальчишек,
Как по небу реет и мечется змей.
Здесь ему посчастливилось встретиться с женой Осипа Мандельштама, которая познакомила его с Анной Ахматовой и он тут же написал -
Как пёрышко тополь ушёл в высоту.
Какой-нибудь прутик корзиночно-голый
Торчит, чуть заметный, а тоже в цвету.
И маки на плоских, на глиняных крышах
Цветут, будто нету им места милей.
И смотрят смеясь, из под ног у мальчишек,
Как по небу реет и мечется змей.
Здесь ему посчастливилось встретиться с женой Осипа Мандельштама, которая познакомила его с Анной Ахматовой и он тут же написал -
О
счастье! - на рассвете
юных дней
Смешить Ахматову,
смеяться вместе с ней!
юных дней
Смешить Ахматову,
смеяться вместе с ней!
На что Ахматова ответила -
"Нет, совести не видно
в вас ни капли,
Ведь я Ахматова,
не Чарли Чаплин.
Прочтите обо мне
в энциклопедии.
Я склонна к пессимизму
и трагедии".
"Нет, совести не видно
в вас ни капли,
Ведь я Ахматова,
не Чарли Чаплин.
Прочтите обо мне
в энциклопедии.
Я склонна к пессимизму
и трагедии".
Анна Ахматова приехала из осажденного Ленинграда в Узбекистан в
ноябре 1941 года.
"Именно в Ташкенте, я впервые узнала,
что такое палящий жар, древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое
человеческая доброта", напишет она в мае 1944 года.
Почти все стихи, написанные ею в Узбекистане
были о Ленинграде, но Восток всё равно проступал сквозь все тяготы войны.
Заснуть огорчённой,
Проснуться влюблённой,
Увидеть, как красен мак.
Какая-то сила
Сегодня входила
В твоё святилище, мрак!
Мангалочий дворик,
Как дым твоё горек,
И как твой тополь высок...
Шахерезада
Идёт из сада...
Так вот ты какой, Восток!
Проснуться влюблённой,
Увидеть, как красен мак.
Какая-то сила
Сегодня входила
В твоё святилище, мрак!
Мангалочий дворик,
Как дым твоё горек,
И как твой тополь высок...
Шахерезада
Идёт из сада...
Так вот ты какой, Восток!
В ташкентских стихах Ахматовой восприятие
Востока на редкость органичное. Ей здесь нравилось:
Это рысьи глаза твои, Азия,
Что-то высмотрели во мне,
Что-то выдразнили подспудное
И рождённое тишиной,
И томительное, и трудное,
Как полдневный термезский зной.
Словно вся прапамять в сознание
Раскалённой лавой текла,
Словно я свои же рыдания
Из чужих ладоней пила.
Что-то высмотрели во мне,
Что-то выдразнили подспудное
И рождённое тишиной,
И томительное, и трудное,
Как полдневный термезский зной.
Словно вся прапамять в сознание
Раскалённой лавой текла,
Словно я свои же рыдания
Из чужих ладоней пила.
В трудное для всех время, одинокой поэтессе
помогали не только соседи, рядом с которыми она поселилась в тихом узбекском
дворике, но и малознакомые люди. Они окружили ее вниманием, поддерживали - кто
словом, а кто ароматной горячей лепешкой и гроздью винограда. Щедрость и
доброту узбекского народа Ахматова вспоминала еще долгие годы спустя, посвятила
ей строки своих стихов:
Я не была здесь лет семьсот,
Но
ничего не изменилось...
Всё так же льётся Божья милость
С непререкаемых высот,
Всё так же льётся Божья милость
С непререкаемых высот,
Всё те же хоры звёзд и вод,
Всё так же своды неба чёрны,
И так же ветер носит зёрна,
И ту же песню мать поёт.
Всё так же своды неба чёрны,
И так же ветер носит зёрна,
И ту же песню мать поёт.
Он прочен мой азийский дом,
И беспокоиться не надо...
Ещё приду. Цвети, ограда,
Будь полон, чистый водоём.
И беспокоиться не надо...
Ещё приду. Цвети, ограда,
Будь полон, чистый водоём.
"Кто мне посмеет сказать, что здесь
злая чужбина?", - пишет Ахматова в своих письмах.
На этой древней сухой земле,
Я снова дома...
Китайский ветер поёт во мгле,
И всё знакомо...
Я снова дома...
Китайский ветер поёт во мгле,
И всё знакомо...
После снятия ленинградской блокады, Ахматова
покинет Узбекистан. Но и там, в Ленинграде, азийский дом не раз явится ей во
сне, и там звёздный кров Востока будет вторгаться в её стихотворения...
Я буду помнить звёздный кров
В сиянье вечных слав
И маленьких баранчуков
У чернокосых матерей
На молодых руках.
В сиянье вечных слав
И маленьких баранчуков
У чернокосых матерей
На молодых руках.
Память об Ахматовой увековечена не только в её
стихах и музее, но и в стихах других поэтов..
Вот строки узбекского поэта Айбека «Памяти
Анны Ахматовой».
Все мне
кажется: день уберет
Дымку памяти с летнего часа,
И на давний высокий порог
Выйдет женщина та
Величаво…
И четко и ревнива, блестит седина
В ее гладкой и черной прическе…
Но осанка идущей стройна,
Крылья шарфа неподвижны косые
Вижу я в отдаленье глухом,
Как черты ее четки и строги:
В золотящихся струях Анхор
Золотые ей жалует строки.
Интересно отметить, что в Ташкент Ахматова приехала в одном вагоне с женами О.Мандельштама, Б.Пастернака и дочерью К.Чуковского, который сам приехал чуточку позже.
Дымку памяти с летнего часа,
И на давний высокий порог
Выйдет женщина та
Величаво…
И четко и ревнива, блестит седина
В ее гладкой и черной прическе…
Но осанка идущей стройна,
Крылья шарфа неподвижны косые
Вижу я в отдаленье глухом,
Как черты ее четки и строги:
В золотящихся струях Анхор
Золотые ей жалует строки.
Интересно отметить, что в Ташкент Ахматова приехала в одном вагоне с женами О.Мандельштама, Б.Пастернака и дочерью К.Чуковского, который сам приехал чуточку позже.
И вот его первые ташкентские впечатления: «У
парикмахера – веер. Попрыскает одеколоном – и веет. У чистильщика сапог –
колокольчик. Почистил сапог и зазвенит, чтобы ты подставил ему другой. Тополя –
необыкновенной высоты – придают городу особую поэтичность, музыкальность. Я
брожу по улицам, словно слушаю музыку, – так хороши эти аллеи тополей. Арыки и
тысячи разнообразных мостиков через арыки, и перспективы одноэтажных домов, которые
кажутся еще ниже оттого, что так высоки тополя, – и южная жизнь на улице и
милые учтивые узбеки, – и базары, где изюм и орехи, – благодатное солнце –
отчего я не был здесь прежде – отчего я не попал сюда до войны?» И вдруг:
«Самое здесь странное, неожиданное: это смеющиеся дети»… Совсем иным казался
этот город Татьяне Луговской, сестре поэта, – город, где, по ее словам, «даже
вода пахнет пылью и дезинфекцией, где летом закипает на солнце вода, а зимой
грязь, которой нет подобной в мире (это, скорее, похоже на быстро стынущий
столярный клей)… где собрались дамы-фифы и собралось горе со всего Союза, где
по улицам вместе с трамваями ходят верблюды и ослы, где вас почему-то называют
„ака“, где про ваши родные ленинградские и московские края говорят – Россия
(!), где гроб – один из самых дефицитных товаров…».
Да, везде есть про и контра.
Я продолжаю далее не столь подробно.
Константин Симонов —с 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент газеты «Правда». Жил в доме рядом со школой №10, где училась Юля.
Смерть Сталина совпала с переменами в его личной и творческой жизни: Симонов разошелся с актрисой Валентиной Васильевной Серовой, женился на вдове поэта Семена Гудзенко Ларисе Жадовой, был снят с редакторства в «Новом мире» и в 1958 уехал в Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии. Здесь он написал роман «Живые и мертвые». Либеральный воздух «оттепели» и великолепное знание войны счастливо сочетались в этой прозе.
Алексей Николаевич Толстой был в Ташкенте во время войны в эвакуации. Неподалеку от Алайского базара есть улочка его имени. Именно в Ташкенте А.Толстым была написана драма «Орёл и орлица» - часть известной дилогии «Самоотверженность».
А теперь взглянем в современнось.
Я продолжаю далее не столь подробно.
Константин Симонов —с 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент газеты «Правда». Жил в доме рядом со школой №10, где училась Юля.
Смерть Сталина совпала с переменами в его личной и творческой жизни: Симонов разошелся с актрисой Валентиной Васильевной Серовой, женился на вдове поэта Семена Гудзенко Ларисе Жадовой, был снят с редакторства в «Новом мире» и в 1958 уехал в Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии. Здесь он написал роман «Живые и мертвые». Либеральный воздух «оттепели» и великолепное знание войны счастливо сочетались в этой прозе.
Алексей Николаевич Толстой был в Ташкенте во время войны в эвакуации. Неподалеку от Алайского базара есть улочка его имени. Именно в Ташкенте А.Толстым была написана драма «Орёл и орлица» - часть известной дилогии «Самоотверженность».
А теперь взглянем в современнось.
Вот стихи Александра
Файнберга, единственного русскоязычного поэта,
получившего звание народного поэта Узбекистана. Он умер пять лет назад. Мне
приходилось слушать его вживую.
Нарисую день холодный,
День без года и числа,
Перевернутую лодку,
Возле лодки – два весла.
С низкой крышей, синеокий –
Нарисую как смогу –
Старый домик одинокий
На пустынном берегу.
Нарисую сеть пустую.
Птицу в небе нарисую.
Краски есть – о чем тужить?
Нарисую – буду жить.
Так мог написать только истинный поэт.
День без года и числа,
Перевернутую лодку,
Возле лодки – два весла.
С низкой крышей, синеокий –
Нарисую как смогу –
Старый домик одинокий
На пустынном берегу.
Нарисую сеть пустую.
Птицу в небе нарисую.
Краски есть – о чем тужить?
Нарисую – буду жить.
Так мог написать только истинный поэт.
Что-то я все об ушедших из жизни. А она
продолжается. И настоящие поэты не переводятся. Вспомним о Д.Сахарове — поэте, переводчике, барде, одном
из признанных классиков жанра авторской песни — творческий псевдоним Дмитрий
Сухарев. Родился в Ташкенте в 1930 году. Сегодня он ученый-биолог, академик, работает
на биофаке МГУ и в тоже время автор многих эссе, поэтических и прозаических произведений
о Ташкенте и Чимгане.
Несколько песен, созданных еще в аспирантские
годы, завоевали популярность в среде студенчества. Со временем авторская песня
оказалась в центре его интересов. Классикой жанра являются песни на стихи
Дмитрия Сухарева, родившиеся в сотрудничестве с поющими композиторами В.
Берковским и С. Никитиным. Дмитрий Сухарев – руководитель мастерских и
семинаров, участник бардовских концертов и фестивалей, автор статей,
посвящённых творчеству бардов, составитель фундаментальной «Антологии авторской
песни». Наша ташкентская учительница
немецкого языка Инна Владимировна Стрельникова знакома с ним и его
ташкентскими родственниками. У неё хранится «Иерусалимский сборник» Д. Сухарева с его дарственной надписью.
Послушайте всем известную его Бричмуллу, исполненную
вместе с С.Никитиным.
Мне много раз
приходилось бывать в тех местах.
Отсюда начинались
маршруты по ущельям с водопадами по рекам Кок-Су, Куласье и Чаткалу.
Отсюда мы начинали восхождения на вершины
Чаткальского хребта.
А песня С.Никитина на слова Д.Сухарева и
Ю.Визбора «Александра» всегда будоражит память.
Мою первую жену звали Александра. Все звали её
просто Аля. Она училась в институте в
одной группе с Юлей. Умерла в 45 лет.от тяжелой и продолжительной болезни, начавшейся после родов дочки Кати.
На сем свой опус хотел завершить.
Но вспомнил слова,
присланные другом, ныне живущем в Нюрнберге, Я.Подгаецким
Есть
такая нация -Ташкенцы
Вы об этом слышали, друзья? Это - добрые глаза и лица. Вместе очень дружная семья. Мне Ташкенца разглядеть не трудно,
ты в
глаза лишь только загляни.
В них душа,как праздничное утро, празднует,ликует и звенит. Знаете, что важно для Ташкенца? Чтобы был хорошим человек, чтобы мог он дружбою гордиться, чтобы дружбе предан был навек. Потому что дружба для Ташкенца-
это
то,что в сердце навсегда.
Чтоб понять,ты должен там родиться, жизнь прожить и поседеть слегка. Есть такая нация - Ташкенцы. Добрый, удивительный народ. И со мною каждый согласится, в ком душа ташкентская живет. Есть такая нация - Ташкенцы Чуткий и отзывчивый народ. На него ты можешь положиться, никогда ни в чем не подведет. А захочешь с нами породниться, будем рады этому всегда. Так заведено у всех Ташкенцев, каждому желают лишь добра. Если будешь гостем у Ташкенца он тебе устроит пир горой. И вино рекою будет литься, будто ты вернулся в дом родной |
В заключение
послушайте и посмотрите клип Арсена Петросова «Ташкент любимый родной».
Анатолий Блинцов, Бад Вильдунген, Германия
Май 2014
Я как первый читатель пишу первый комментарий.Получилась очень интересная литературно - музыкальная композиция, пропитанная ташкентским солнцем, замешанная на незаурядности автора, моего мужа. Думаю, все выходцы из Ташкента оценят по заслугам. Юля.
ОтветитьУдалитьОчень понравилось.. сразу ,так захотелось пройтись по пыльным улочкам ,с тополями и вишней по обочине ,с платанами и голубыми елями,и на базар заглянуть ,и самсы с лепешечкой и дынькой .. ух..
ОтветитьУдалитьИ в музее Есенина и Ахматовой я не разу не была, а жаль..
Получилась классная подборка стихов и песен о Ташкенте, с комметариями АВ. Передается насторение, проищодит погружение в атмосферу того Ташкента.
ОтветитьУдалитьЯ, к сожаению "тот" Ташент плохо знаю. "Тот" - это Ташкент, как культурный центр. Для меня Ташкенская культурая жизнь была в театре Горького и Ильхоме.
Тополя я лублю меньше чем Чинары (которые, к моей радости, радуют нас и тут в Израиле). Тополя не люблю из-за того, что их много едят караеды и они потом падают и рвут провода троллейбусов (такие вот воспоминания :) )
Ташкент - город, для которого сработала поговорка "Не було бы счастья, да несчастье помогло". Два события: война с эвакуацией и землетресение с всесоюзной помощью братской республике, сделали из далекой южной российской колонии, из глубокого солнечного тыла, страну, в которой стали жить инжерамы - самолетостроители, артисты драм театра и прочие ностели культуры и технологии.
У меня к Ташкенту нет однозначого отношения. Нет ностальгии, но и нет ничего большого и плохого на душе. Есть, конечно однозначные вещи. Например однозначно хорошие - это наши соседи - Мадсудхановы. Ничего подобного, я нигде не видел и наверное уже не увижу. Люди с такой широкой душой, что часть ее живет на улице и там всречает гостей :) . Люди, наполненные добротой и желанием помочь, желаением поделиться всем чем есть.
Вкус свежей лепешки, которую тебе опа достает из под одеяла из детской коляски, прижатой к борту ступеней метро.
Сирень в нашем садике: белая махровая и сиреневая махровая. У обыкновенной сирени четыре лепестка на цветке это редкость, а у нашей их минимум шесть :)
Горы - волнующие горы. Горы Чимгана и горы Инсбрука - абсолутно те же горы - полный интернационал! Тоже величие, таже скрытая приягивающая угроза.
Дополнение от АВБ.
ОтветитьУдалитьВ Ташкенте Анна Ахматова жила сначала в дом № 7 на улице К. Маркса, затем, после отъезда из Ташкента Е.С.Булгаковой, жены М.С.Булгакова, в её комнате в доме № 54 по улице Жуковской. Этот дом Ахматова упомянула в стихах о Блоке: "И белый дом на улице Жуковской". Здесь жили также И. Уткин, С. Луговской, Н.Погодин, Н.Вирта, жена О.Мандельштама.
К.Чуковский жил на ул.Гоголя, 56.
Прекрасный текст! Всё так! Была со студентами-первокурсниками из недавно открытого филиала РГПУ им. А. И. Герцена на блестящей экскурсии Б.А. Голендера в музее Есенина (адрес: Ташкент, тупик Льва Толстого, 4). Слава Богу, что есть такие энтузиасты, по крупицам собирающие память о прошорм и страстно и мастерски её передающие! Ваша статья из этого числа. Спасибо авторам.
ОтветитьУдалить