суббота, 13 апреля 2013 г.

Ошибка молодости


В преддверии празднования 65-летия независимости Израиля, хочу коснуться нескольких подробностей одной страницы истории этого молодого государства. Страницу эту многим хотелось бы стереть, забыть, вырвать и сжечь.


Но сначала о музыке вообще.
Представьте себе наш мир без музыки.
Как человек, который не имеет не малейшего музыкального образования, я вообще отношусь к тем, кто сочиняет или исполняет музыку, как к посланникам неба.
Как можно замыслить то, что потом заставляет мысли и чувства других радостно кружиться или горько плакать? Как можно складывать такую прекрасную мозаику, складывая её всего из семи частей (ну более чем из семи... J )
Что это вообще музыка? Как вдруг сотрясения воздуха, звуковые волны, которые созданы музыкальным инструментом, или даже скажем, просто пилой, доходя до нашего уха и дергая перепонку этого уха, как они переделываются нашим мозгом в ту гамму чувств и эмоций, которые мы чувствуем, слушая музыку?
Музыка была нам дана, я уверен в этом, как пример того, что не все ценное в мире  имеет практическую цену. Музыка, как и другие впрочем, искусства, наверное то самое близкое к нам, что действительно сближает нас с Создателем, по крайней мере с создателем музыки J
Мир без музыки, это как мир без красок, это как человек без души, все серое снаружи, серое внутри – нет света радости, все скучно и хочется удавиться уже вчера.
Кстати, одна из самых красивых, на мой взгляд, мелодий и песен в поп музыке, называется “День, когда музыка умерла” (но это отдельная история).
Другая линия – музыка и свобода. Многие значительные перемены 20 века, были внесены в мировое общество музыкальными волнами.
Давайте навскидку. Во-первых, борьба за равноправие черных.  Музыка черных кварталов джаз и госпел вылилась на сцену, вылилась в лице этих самых черных композиторов и музыкантов. Вылилась и повлияла, как на всю историю современной поп и рок музыки, так и на отношение “белого” мира к “черному”. Во-вторых, борьба с милитаризмом, пацифистское, антивоенное движение, фестиваль Вудсток, протесты против американской войны во Вьетнаме. Сам рок, как течение музыки, родился как музыка протеста, как требование перемен, как гимн молодежи, как воспетое право молодежи обрести свободу, свободу, прежде всего от ряда правил, которыми следовали их родители и которые уже безнадежно устарели.
Рок протест, нам конечно так же известен и по нашей чокнутой советской истории. Песня Виктора Цоя – “Перемен, требуют наши сердца”, БГ, Машина времени, ДДТ и т.д. Новая музыка, как требование новых времен. Кстати в советской же истории есть примеры и более раннего протеста музыки против режима, а вернее протеста режима против музыки – “сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь”.
Итак, музыка, это с одной стороны одно из самых прекрасных, что есть в нашем мире, с другой стороны ещё и средство борьбы за свободу.
Теперь представим себе Израиль 63 – 65 года. Государству Израиль 15 – 17 лет. Подросток, со всем букетом проблем переходного возраста. Уже много планов и надеж и еще так мало как прекрасного, так и свободы.
Ах, как нужна была тогда молодому Израилю хорошая музыка! …
Израиль был тогда государством, если и не совсем уж социалистическим, то уж не капиталистическим вовсе. Одна правящая партия, одна больничная касса, одна главная газета и т.д.
Страна, находящаяся в состоянии постоянной борьбы, борьбы как военной, так и экономической. Страна, которая считала каждый шекель, вернее тогда еще каждую лиру (шекели в Израили ввели только в 80 году). Страна с очень похожей на советскую, того времени, централизацию власти, где многое решали всевозможные комитеты и комиссии. Например, чтобы иностранный исполнитель, иностранная звезда, приехала с гастролями в Израиль, этой звезде надо было платить в валюте, израильская лира вряд ли бы заинтересовала иностранного исполнителя. Лиры на валюту свободно обменять было тогда невозможно. Устроитель концерта, должен был получить разрешение на получение валюты от государства, а другими словами, должен был получить разрешение на гастроли этого исполнителя, потому как расходовать тот небольшой запас валюты “неизвестно на кого”, молодое Израильское государство не могло себе позволить. Чтобы рассматривать вопросы о разрешении или запрете гастролей иностранных исполнителей, в Израиле была создана специальная межминистерская комиссия, где заседали представители министерства культуры и просвещения.
В 1963 году в Израиль приехал с гастролями Клифф Ричард. Клифф Ричард был тогда на пике своего успеха. Его гастроли в Израиле устроил легендарный продюсер и импресарио того времени Гиора Годик. Гиора стоял тогда перед выбором, кого пригласить в 63 году: легендарного уже тогда Клифа или молодую и талантливую группу Битлз.
Привезти Битлз в Израиль было идеей госпожи Куини Эпштейн. Кто такая Куини Эпштейн, спросите вы? Ну, во-первых настоящее её имя Малька, что в переводе с иврита значит Королева. Но муж её Гарри, любил называть её Куини, что в переводе с английского значит тоже, что и Малька с иврита. Так это имя за ней и укрепилось. Под таким именем её и узнали в мире. А узнали её в мире, благодаря её сыну, молодому талантливому бизнесмену в области шоу бизнеса – Брайну.
Брайн Эпштейн родился в Ливерпуле в 1934 году в благополучной еврейской семье Гарри и Малки Эпштейн. Не будем вдаваться в подробности его биографии, скажем только, что он умер в возрасте 32 лет от случайной передозировки снотворного, а нас он интересует главным образом тем, что был этот Брайн Эпштейн коммерческим директором, ну или как сейчас говорят менеджером группы Битлз.
Так вот еврейская мамочка Брайна, Малка, хотела прихвастнуть перед своими родственниками, жившими в  Израиле в Нетании, и попросила сына устроить концерт в Израиле. Эпштейн обратился к упомянутому выше Гиоре Годику, а тот подумав и посоветовавшись с английским коллегой, решил не рисковать и выбрал Клиффа Ричарда. Так в 1963 году гастроли Битлз в Израиле не состоялись.
Очень скоро музыкальные продюсеры Израиля, поняли реальную цену Битлз и уже теперь сами стали “охотится” за Битлз. Но тут в мире началась “битломания”, и добиться, чтобы Эпштейн включил Израиль в гастрольный календарь, удалось только на 1965 год.
И хотя, как сказано выше, надо было получить ещё официальное разрешение межминистерской комиссии, дата и место концерта были объявлены – 5 Августа 1965, Раматганский стадион Тель Авива, вмещавший 40.000 человек.
Как потом, 1995 году, выяснилось, даже билеты на концерт были уже напечатаны. В 1995 году, новые хозяева одной старой Тель Авивской квартиры, в которой когда-то размешалась контора по печатанию билетов, обнаружили напечатанные и не проданные билеты на концерт Битлз в Тель Авиве. Билеты эти, потом, в 95-ом, успешно продали фанатам Битлз по всему миру.
Итак, все было готово, дело было за малым, получить разрешение комиссии.
Комиссия собралась, решила, что нужно собрать материалы об этой группе, а потом собраться еще раз и все обсудить.
Материалы, в основном негативного характера из газет всего мира, где уже прошли концерты Битлз и подробно описывалось, как фанаты кричат и буйствуют от музыки этой группы, как молодёжь теряет контроль и бьётся в истерике и т,д, были старательно собраны и представлены на рассмотрение. В чем только не обвинялась группа, один из членов комиссии утверждал даже, что музыка эта вызывает не контролируемое сексуальное возбуждение у молодежи. Упоминалось, что для поддержания порядка придётся задействовать большие силы полиции и т.д. Вспомнили, кстати и гастроли Клиффа Ричарда, а вернее те толпы, сходивших с ума поклонников, которых приходилось начать усмирять, начиная с его прибытие в аэропорт.  
Но всё это конечно было не главным аргументом, решающим было то, что по мнению комиссии “…выступление может способствовать распространению низкокачественной культуры и оказать развращающее действие на израильскую молодёжь…"...
Концерт отменили.
Нога Битлз так и не ступила на землю Израиля, хотя, по мнению многих израильских музыкальных деятелей, именно музыка Битлз явилась толчком для рождения израильской поп и рок культуры.
В 2008 году в Израиль, наконец-таки приехал с концертом Пол Маккартни, а в преддверии концерта, государство Израиль, через своего посла в Великобритании, вручило сестре Джона Леннона, в Ливерпуле, в музее Битлз, официальное извинение Израиля перед группой.
В том же 2008 году, в Израиле вновь вспыхнул интерес к вопросу, кто же виноват в той ошибке, какого конкретного чиновника следует читать персонально виноватым за отмену концерта.
Споры так и продолжаются. Дети пытаются найти и осудить того родителя, который со своей колокольни судил детей, вернее их музыку, а вернее ту музыку, которую он не понимал, но очень боялся, что она станет музыкой его детей.

Такая вот история о музыке, свободе и Израиле. 

1 комментарий:

  1. Леша, твои эссе, а именнно к этому жанру относятся твои заметки, всегда вызывают отклик в душе. Вот и сейчас –«а что без музыки, без музыки - тоска», приправленное непридуманными фактами из истории Израиля, заставило задуматься и поразмыслить о роли музыки в своей и не только своей жизни. Спасибо.
    АВБ.

    А теперь пишет мама.
    Я просто не способна отвечать сразу, мне нужно немного времени, чтобы прислушаться к себе, иначе я отправила бы свой комментарий еще вчера, сразу после прочтения и осознания большой глубины высказанных ( и не высказанных) твоих мыслей.
    Сила музыки способна, бесспорно вызывать сильные эмоции, будить в душе потребность высказаться, протестовать и много чего еще. Если у человека достаточно глубины его души. Вот для таких, глубоко мыслящих и широко видящих, - просто катастрофой была отмена концерта, который так и не состоялся. Не были разбужены чьи-то души, кто –то не решился на протест, кто-то, стоящий перед необходимостью принятия важного решения так и не принял его. Твой Пост уводит дальше : как непредсказуемо сказывается на людях «не»пережитое, «не»увиденное, «не»услышанное, «не»состоявшееся. Есть о чем поразмыслить…
    Я знаю о дефиците твоего времени, и несмотря на это, ты провел такую интересную работу и поделился с нами. А ведь мог и «не»поделиться. Спасибо тебе, сынок!

    ОтветитьУдалить