понедельник, 25 марта 2013 г.

Семь уроков Песаха-Пасхи


Сегодня в мире празднуется праздник Песах.
Я бы хотел ещё раз взглянуть на историю, стоящую за этим праздником. История эта поучительна и преподносит нам несколько важных уроков.
Но сначала о названии праздника.
Когда мы росли, этот праздник назывался в нашем миру, еврейская Пасха, чтобы отличить от Пасхи обыкновенной, русской, христианской.
Песах и Пасха, это одно и то же слово, просто “Песах” это на иврите, а “Пасха” на греческом. Обозначает это слово - «прохождение мимо».  Пройдём мимо смысла этого слова, и в дальнейшем, для упрощения, будем называть это просто Пасхой.

Праздник Пасхи, был изначально посвящен празднованию Исхода евреев из Египетского плена.
Настало время Иисуса Христа. Иисус, как любой другой правоверный еврей, прибыл очередной раз в Иерусалим, чтобы отметить 33-ю в его жизни Пасху. Иисуса не устраивало многое из того, что его окружало, он был реформатором, нес идею перемен. Как известно, те, против кого перемены направлены, в данном случае власть предержащие, их, эти перемены не приветствуют и считают таких реформаторов преступниками. Накануне больших праздников, во время массового скопления народу (а празднование Пасхи было одним из самых главных и многолюдных праздников еврейского народа), власти особенно щепетильны к проявлениям экстремизма и всячески стараются изловить зачинщиков смуты и нейтрализовать их. Иисуса схватили и после короткого суда казнили, как тогда было пронято казнить – распяли на кресте.
Через три дня он, согласно христианской традиции, воскрес. Для последователей христианства, изначальный смысл праздника изменился, и главным смыслом стало воскресение Иисуса.
Сейчас христианскую Пасху отделают от Пасхи еврейской и празднуют на неделю позже еврейской.
В первые столетия, после смерти Иисуса, первые христиане, которых теперь приято называть иудеохристиане, праздновали христианскую Пасху в ту же самую дату 14 Нисана (название месяца из еврейского календаря ), когда отмечается традиционная еврейская Пасха.
Настоящее разделение, пришло, когда в христианство стали массово вливаться язычники. Вернее, когда язычников стали массово крестить. Чтобы стать иудеохристианином, надо было сначала, по сути, стать евреем, пройти обрезание и т.д. Говорят, что Павлу, первому пришла идея упростить это ритуал, убрать обрезание и другие “еврейские штучки” из христианской традиции, дабы облегчить несение религии в массы. Пользуясь случаем, скажу, что, по-моему мнению, если бы изначально иудаизм не был бы религией только для одного избранного народа, то стал бы всемирной массовой религией и тогда ещё не известно как и когда бы развилось христианство.
Так вот, крещёные язычники, не имевшие никаких корней с евреями, окончательно отделили христианство от еврейской традиции и разделили одну Пасху на Песах и Пасху.
Урок номер 1: истинная, чистая, абсолютная, правда, нужна только ученным, как законы теоретической физики нужны только физикам теоретикам. Прикладная же наука, прикладная правда, является правдой относительной, правдой приложенной для конкретных условий, для конкретной группы людей с их конкретной историей. Часто правда является основанием чего-то большого, частью фундамента моральных устоев общества, и поколебать такую правду, значит заставить колебаться всё, что построено на этом фундаменте.    
 Теперь о самом празднике. Я буду говорить о еврейской Пасхе, ведь сегодня празднуют именно этот праздник.
Я считаю Пасху, прежде  всего праздником свободы.
Свобода – это самое главное, что есть у нас в жизни. Свобода выбора пути, свобода от зависимостей, которые мешают нам быть свободными.
Чтобы быть свободным внешне, надо сначала почувствовать свободу внутри.
Возьмем пример Моисея.
Сначала краткая историческая справка (спасибо Википедии):
“…пастушеский род Иакова-Израиля (прародитель евреев) вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет  благодаря тому, что его отпрыск Иосиф Прекрасный сделал успешную карьеру при дворе фараона и даже породнился с местной аристократией... В Египте численность евреев стремительно растет, и их начинают привлекать к строительным работам.
.. евреи пребывали в египетском плену 400 лет.
Условия жизни евреев в годы, предшествующие Исходу, становятся крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности молодого народа, им было издано повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени евреев. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.
…Младенцем Моисей был чудом спасён от гибели: его мать Йохевед положила его в просмолённую корзину, которая по водам Нила попала в руки дочери фараона Батьи. Моисей был воспитан при царском дворе и в качестве усыновлённого сына дочери фараона получил наилучшее из возможных в то время образование. Богато одарённый от природы, он не забыл своего происхождения от угнетаемого народа.“
Урок номер 2: самое главное в формировании личности – это образование. От того знания, которое ребенок получит, и еще боле от того, которое он не получит, зависит во многом, кем этот ребенок вырастет. Моисей, воспитываясь, в чуждой для еврейского народа фараоновской среде, стал впоследствии спасителем еврейского народа.
Тут еще один урок, урок номер 3 – от своих корней не уйдёшь. Все наши внутренние попытки и попытки нашего окружения, в корне изменить нас, заставив забыть нашу историю, рано или поздно не выдерживают напора внутренней силы, возвращающей нас к истокам.
Так вот Моисей. Он получил блестящее образование и, обладая природными данными, поняв, что к чему, увидел истинное положение еврейского народа, чахнущего в рабстве.
Урок номер 4 – все большое видится издалека. Если бы Моисей вырос в этом рабстве, вряд ли бы он смог внутренне подняться над горизонтом этого родного – детского болота и созреть до идеи Свободы. Так что фраза – “Нет пророков в своем отечестве” – это часть этого урока. (Гоню от себя аналогию с Лениным, который везет в Россию с германского вокзала Революцию. J)
Итак, созрел Моисей до правильного понимания действительности. Фараоновское промывание мозгов “что такое хорошо и что такое плохо”, перестало срабатывать в нем, и у него появилась собственная позиция, собственная правда. Свобода вселилась в него и стал он смотреть на мир не через запудренную призму “а-ля как все”, а через собственную призму, выращенного внутри себя чистого кристалла свободного разума.
Моисей теоретически созрел, но для настоящей революции этого ещё было мало. Он мог бы продолжать понимать, что надо делать и делать не то, продолжая “возмущаться на кухне”, и не осмеливаясь сделать действо. Сколько таких моисеев- теоретиков родилось и умерло за 400 лет египетского плена, никому не известно.
И вот однажды случай подвернулся Моисею. Он, разгневанный поведением надсмотрщика за рабами, убивает его.
Урок номер 3 . Нужно быть готовым к случаю, нужно захотеть чего-то и ждать когда подвернётся случай. Нужно иметь удочку и насадить червяка, чтобы подвернулся случай с поклевкой.
Моисей был внутренне готов к тому, что он сделал. Он сделал действие, которое разделило его историю на “до” и “после”, он перешел точку невозврата, перешел Рубикон.
Урок номер 4. Нужно отдавать себе отчет, что некоторые наши действия, реже слова, сделанные или сказанные сознательно или по ошибке, могут навсегда изменить наше настоящее и пропастью воспоминаний отделить его от нашего еще вчера близкого прошлого.
Моисей убивает надсмотрщика, совершает по египетским законам преступление, наказание за которое смерть и вынужден бежать в горы и скрываться там.
40 лет он провел в горах, и вернулся продолжать начатое, вооружившись крепкой теоретической базой и хорошо продуманной пиар компанией.
Когда приходит время, Моисей получает от Бога повеление вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ из плена рабства ….
Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божия, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его требования. Эти чудеса получили название десяти казней египетских. “
Я думаю, что пиар компания “десять казней египетских”, была, в основном направлена не на фараона и его окружение, а на народ еврейский, дабы доказать делами, утверждение, что Моисей посланник и пророк Божий.
Для египтян, я думаю, хватило бы 2-3 подобных акций. Гораздо сложнее убедить народ поверить тебе до такой степени, чтобы бросить все, изменить уклад, складывавшийся веками и пойти “черт знает куда, черт знает за кем”.
Урок номер 5: без правильного пиара, ни одно даже гениальное начинание не сдвинется с места и навеки останется отличной, но не состоявшейся идеей.

Менее циничный урок, гораздо боле романтичный, более важный и серьезный урок – Урок номер 6. Урок: надо верить, иногда даже в то, что в этот конкретный момент, на основании тех знаний, которыми мы обладаем сейчас, кажется полным  чудом, а потому, чем-то абсолютно недостижимым. Как там поется “ребята надо верить в чудеса, когда ни будь над светлым утром ранним, над океаном алые взметнутся паруса …”. Однажды поверив, что ты прав надо идти к этому, иногда надеясь лишь на чудо, потому что гораздо большим чудом, по сути, является то, что ты дошёл до такого понимания и поверил в это.
А чтобы поднять народ, чтобы убедить евреев, Моисею, надо было убедить активную часть общества, убедить критическую массу, а остальные, те, что всегда делают всё как все, “сегодня футбол, а завтра прогулка по пустыне”, поднять их труда не стоит, на них не надо тратить силы, у них нет своих мыслей.
Итак, у Моисея получилось. Получилось обрести сначала свободу внутреннюю, благодаря своему блестящему образованию, корням и умной голове, получилось встать на другие рельсы, совершив действие, пройдя точку невозврата, получилось спокойно подготовиться к главному действию в его жизни, 40 лет прячась в горах, получилось убедить своих соплеменников, а заодно и фараона, что его намерения серьёзны и подкреплены надежной поддержкой. Получилось выйти из плена, пройдя через расступившееся море. Море это было морем сомнений и каждодневных мелких обязательств, которые сковывают нас. Мы мыслим зашоренно, мы тонем в море тех мелочей, в которое мы брошены нашей историей. Это очень не просто всё правильно понять и сделать, чтобы разрушить эти оковы каждодневности и пройдя это море сомнений и страхов, обрести свободу.
  
Два слова о десяти заповедях, которые Моисей получил на горе Синай. Это ведь ограничения, 10 ограничений. Как же так, искали свободу, а нашли ограничения? Нет, это и есть завет, правила игры в свободу, “игры” на года. Это правила чтобы играть не делая ошибок, не делать действий, которые назавтра, камнем на твоей совести омрачат тебе твое все будущее существование. Вот вам правила игры, придерживайтесь их, и сегодняшнее свободное утро не станет для вас последним свободным утром,

Пасха, это не только праздник свободы. Это ещё и напоминание нам о цене свободы. 40 лет водил Моисей евреев по пустыне, чтобы умерли все, кто вырос в рабстве. Для всего еврейского народа – это было очищение, это была возможность “вытравить из себя раба”, до того, как вселиться в новый мир, дабы не портить свежее вино, вкусом старого, прокисшего в неволе винного уксуса. Но для тех, кто умер в пустыне, это “очищение” было ведь наказанием, они ведь умерли. Наказанием, или мягче беря, платой, за то, что столько лет жили в рабстве. Это еще один урок для нас. Урок номер 7, наказание за наше малодушие и неделание того, что надо сделать в нужный момент, сделать то, что нам подсказывает наше сердце и опыт. Мы платим за это потом, это не проходит нам бесплатно и незамеченным.
Такая вот история….
Желаю нам всем найти  дополнительные степени нашей свободы, поверить, что это достижимо для нас и идти к намеченной цели, веря иногда даже в чудеса и проходя через море наших страхов и сомнений.
Всех с праздником Песаха-Пасхи!

                                                                                                25 марта 2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий